Силовая политика или политика силовых установок

Никто не ожидал, что на прошедшем недавно Гран При Венгрии главной темой в паддоке будут двигатели. А это так и было. И сразу по нескольким причинам.

Началось все еще в первые дни недели, когда Mercedes объявила о своем решении покинуть главный европейский кузовной чемпионат DTM и примкнуть к набирающей обороты Формуле Е. И на Хунгароринге с четверга только ленивый не говорил о том, что вот-вот выйдет официальный релиз от Porsche, подтверждающий переход немецкой марки из чемпионата мира по гонкам на выносливость в ту же электрическую формулу. И в пятницу ожидаемый релиз вышел.

Но на этом разговоры не закончились, поскольку у Формулы 1 был повод поговорить и о своих собственных перипетиях с силовыми установками. С самого момента отставки Мониши Кальтенборн с поста руководителя команды Sauber и до подтверждения информации ходили слухи о том, что главным условием назначения на ее место Фредерика Вассёра будет отказ от запланированной сделки на поставку моторов Honda со следующего года. И долго тянуть они не стали – в первые же дни работы француза в Швейцарии было объявлено о расторжении предварительных договоренностей с японским производителем.

Несколько дней коллектив из Хинвила оставался фактически без сделки по моторам, но все говорило о том, что будет продлено соглашение с Ferrari. В этом был определенный смысл, учитывая 20-летнюю историю сотрудничества Sauber с итальянским брендом. Кроме того, на фоне объявления команды Haas о сохранении состава пилотов на следующий год Ferrari просто необходимо было запастись запасным аэродромом для своих юных талантов, стоящих на пороге Формулы 1 – Шарля Леклера и Антонио Джовинацци.

И именно потому, что сделка между Sauber и Ferrari выглядела вполне логичной и ожидаемой, я предположил, что… она не состоится. Почему? Потому что логика Формулы 1 зачастую бывает очень… нелогичной.

Так что я решил забиться с Каруном Чандоком на пять баксов, что швейцарцы и итальянцы не объединятся, и, конечно, проиграл. Но знаете, я даже рад был отдать Каруну пятерку. Просто я ооочень хочу увидеть в Формуле 1 Шарля Леклера уже в следующем году. Это просто волшебный мальчик, хоть очень простой и неприметный.

И когда Антонио Джовинацци немного успокоится и совладает с нервами, я скажу о нем то же самое. В общем, Ferrari объявила о своем желании сделать на базе Sauber некое подобие команды своей молодежной Академии. Возможно, такой шаг вернет в Формулу 1 старое доброе имя Alfa Romeo, кто знает? Важно то, что соглашение между Sauber и Ferrari может открыть дорогу в Большие Призы для двух очень талантливых парней.

Вы спрашиваете, а куда же идти Маркусу Эрикссону? Ну, да, я знаю, что его спонсоры владеют командой. Но в первую очередь они бизнесмены. И это главное. У них в Формуле 1 бизнес, а не благотворительная организация. И если Леклер (на фото внизу) и Джовинацци придут в команду при поддержке Ferrari, то, с учетом того, что эти два парня – будем откровенными – действительно способны поднять Sauber в середину пелотона, любой бизнесмен задумается о том, что ему важнее – обеспечить себе возврат инвестиций или слепо следовать национальным и личным интересам.

Верляйн? Возвращение в DTM на последний сезон Mercedes и дальнейший переход с немецким производителем в Формулу Е – вполне вероятная судьба немца, несмотря на личные предпочтения.

Я всегда говорил о том, что автоспорт не ограничивается одной лишь Формулой 1, и есть масса других сильных чемпионатов, к которым нужно относиться с должным уважением. В конце концов это всё гонки.

Признаться, последние две-три недели были просто триумфальными для Формулы Е. Шутка ли – сразу два крупнейших производителя один за другим объявили о стремлении присоединиться к первенству электромобилей. На пути к очень важному для себя пятому году существования чемпионата Формула Е не теряет позиции, а лишь укрепляет их – и это на фоне того, что Ф1 и WEC если не сводят концы с концами, то испытывают вполне явные трудности с привлечением в свои ряды больших имен.

Объявления от Mercedes и Porsche последовали спустя лишь несколько дней после подтверждения от Audi выкупа команды Abt в Формуле Е, тогда как BMW уже давно решила поставлять чемпионату силовые установки с пятого сезона.

Нужно признать, что сегодня производители просто косяком пошли в первенство электромобилей. В последний раз я видел нечто подобное в Формуле 1 на заре своей журналистской карьеры – тогда крупные компании одна за одной пришли в Большие Призы, едва не поглотив их. Но мы все знаем, чем это закончилось. Массовый приход сильных производителей в чемпионат неизбежно ведет к росту бюджетов и расходов, тогда как независимые команды вынуждены влачить жалкое существование.

Но в один прекрасный день руководство команд встает на ковер пред советом директоров поддерживающих их компаний и бессвязно пытается объяснить, на что уходят их миллионы, если каждый уик-энд машины финишируют во втором десятке. После этого их бюджеты существенно сокращаются, и команда, представляющая крупного производителя, занимает последнее место в чемпионате. Производитель уходит, оставляя последним другого производителя. И так далее…

Почти 15 лет назад я брал интервью у Пола Стоддарта для ныне несуществующего F1 Magazine. И тогда он мне абсолютно серьезно сказал, что считает свою команду Minardi самым важным гоночным коллективом для Формулы 1. Если бы не его гонщики, то, по его словам, последним каждый уик-энд пришлось бы финишировать какому-нибудь производителю, что неминуемо привело бы к его уходу из Больших Призов. И так один за одним Ф1 покинули бы все заводские команды.

И его предсказание едва не сбылось в конце 2000-х, когда сначала BMW, затем Toyota (обе на фото вверху в сезоне-2008), а после Honda и Renault покинули Гран При. Таким образом, Формула 1 прошла путь от засилья независимых команд в середине 90-х через массовый наплыв производителей в начале 2000-х и к их не менее массовому исходу к концу первого десятилетия нового тысячелетия.

Большие деньги ушли, а раздутые бюджеты остались. Сегодня лишь несколько команд способны тратить огромные деньги на спорт, и именно они возглавляют пелотон. Иными словами, крупные производители сделали набег на Формулу 1, выжгли всю землю вокруг и сбежали.

И мне хотелось бы предостеречь руководство Формулы Е в свете того, что происходит с первенством сейчас. Нет ничего хуже для спорта, чем рост бюджетов и последующий исход богатых производителей, под которых этот рост и делался.

Кто-то воспринимает неожиданный интерес со стороны крупных производителей к Формуле Е как своеобразный камень в огород Больших Призов. В этом что-то есть, но картина в целом гораздо объемнее.

Mercedes подтвердила свою приверженность Формуле 1 на долгие годы, и свой проект в ФЕ они будут развивать параллельно с Ф1. Porsche? Пожалуй, за последние 15 лет ни о чем другом так часто не говорят в паддоке, как о приходе немецкой марки в гонки Гран При. Придет, значит придет, но я какого-то трепета по этому поводу не испытываю.

Можно ли Формулу Е назвать будущим автоспорта? Лично я так не считаю, и мне кажется, что в Mercedes, Porsche и Audi со мной согласны. Если кто не заметил, сейчас по автоспорту топчется огромный слон с надписью «Скандал с вредными выбросами» на боках. И Формула Е в этих условиях выглядит настоящим спасением. Она дает возможность немецким производителям участвовать в гонках и одновременно демонстрировать всем вокруг свою приверженность электрическим технологиям. На фоне глобального социального и политического порицания они получили возможность всем показать, какие они на самом деле белые и пушистые. Вернее, зеленые… Так что речь идет просто о сохранении реноме.

Несмотря на угрозу запрета в европейском сообществе на новые бензиновые и дизельные двигатели на четверть века, есть ощущение, что дело сдвинулось с мертвой точки.

Когда мы говорим об электромобилях, первым на память приходит Toyota Prius. Prius для гибридных и электрических технологий автомобилестроения стал чем-то вроде Hoover для отрасли пылесосов. И этой модели уже 20 лет. Toyota стала пионером этих технологий, а японские производители всегда были на шаг впереди своих европейских коллег в области гибридов и электромоторов. Но есть ли они в Формуле Е? Где Toyota? Где Honda?

Когда я хочу побыть оракулом, то всегда обращаю свой взор на Японию. И там сегодня не пахнет электричеством. По крайней мере не литий-ионными батареями. Если говорить о Toyota, то они сегодня целиком и полностью сфокусированы на водородных технологиях, хоть и не афишируют это. Honda представила свой первый прототип на водородных топливных элементах лет десять назад. И даже в Европе сейчас есть компании, разрабатывающие батареи на соленой воде.

Что будет дальше? Формула H? Формула H2O+NaCl?

Как бы то ни было, изменения в любом случае грядут. Я не верю, что за Формулой Е будущее, поскольку современные тенденции уже показали, что чистая электроэнергия – это уже вчерашний день, а литий-ионные батареи отнюдь не такие экологичные, как многие считают.

Но нынешний успех Формулы Е крайне важен для автоспорта в целом. Он явно продемонстрировал интерес гоночной индустрии к новым технологиям, вращающимся вокруг замены бензинового топлива. И это очень важно, в том числе и для Формулы 1.

Возможно, руководство Больших Призов сможет понять, что нужно оставить все эти новейшие технологии Формуле Е, H или что там нас еще ждет в будущем.

До смены десятилетий ожидать новой формулы силовых установок в Ф1 не приходится, так что не стоит думать, что в ближайшие годы кто-то из новых производителей постучит в двери Liberty Media.

Другое дело, что в текущем положении могут произойти перестановки. Honda может переметнуться к одной или обеим командам концерна Red Bull. От McLaren тоже стоит ожидать смены моториста. Но не надо думать, что вдруг Aston Martin или Porsche придут в Ф1 со своими движками. Никаких серьезных пополнений в спорте не будет до того момента, как новые владельцы не определятся с вектором развития.

Тенденция движения крупных производителей в сторону Формулы Е лишний раз доказывает, что в качестве площадки для демонстрации ультрамодных технологий Формула 1 точно не годится. Но если даже первенство электромобилей, за которым, как многие считают, будущее автоспорта, на поверку не является флагманом действительно новейших технологий, то нужно ли Большим Призам притворяться?

Может, Формуле 1 стоит сосредоточиться на том, что у нее лучше всего получается, а не строить из себя то, чем она не является?..

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.racer.com/f1/item/142924-buxton-power-politics

Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Источник