Ответы Джеймса Аллена на вопросы читателей. Часть 1

Что сейчас в действительности происходит за кулисами McLaren-Honda? Есть ли шансы у команды из Уокинга оснастить свое шасси мотором Mercedes уже в следующем году, и что ожидает японского производителя?

Джеймс Аллен: Полагаю, что вероятность перехода McLaren на Mercedes сегодня крайне мала, и вариантов у них остается, по сути, два: остаться с Honda или перейти к Renault. Но с учетом того, что французский производитель сегодня результатами не блещет, фактически это может оказаться обменом шила на мыло.

Кроме того, у Renault есть давний партнер в лице Red Bull, и Кристиан Хорнер будет активно работать локтями, чтобы в случае успеха французов сохранить статус их флагманской команды. Так что это не лучшая почва для роста.

Единственный вариант добиться успеха – остаться с Honda, но в этом случае все зависит от того, насколько в действительности первые тяжелые годы с японским производителем повлияли на их взаимоотношения, и смогут ли они наладить по-настоящему плодотворное сотрудничество в будущем.

Когда смотришь на нынешнюю стартовую решетку Ф1, создается ощущение, что на ней довольно много топ-пилотов. В то же время в эпоху Михаэля Шумахера было видно, что он на голову превосходит остальных – возможно, только Мика Хаккинен был на уровне.

Мой вопрос состоит в следующем: действительно ли сегодня в Ф1 так много пилотов высокого класса по сравнению с эпохой Михаэля, либо просто снизился общий уровень гонщиков, и их можно сравнить разве что с Алези, Монтойями и Вильнёвами эры Шумахера?

Джеймс Аллен: Отличный вопрос. Вы правы, Михаэль действительно на голову и даже на плечи превосходил всех своих соперников, тогда как Хаккинен смог что-то ему противопоставить лишь на протяжении нескольких лет с 1998-го по 2000-й, Прост и Мэнселл уже завершали свою карьеру, а Сенна погиб. Михаэлю был уготован путь к триумфу в красном.

Ближе к концу его гоночного пути появился Фернандо Алонсо и дал Красному барону настоящий бой за рулем желто-голубой машины. Но всё остальное время безраздельно правил Шумахер. Вся команда была построена вокруг него, и шасси делалось исключительно под него. Возможно, это позволило ему добиться даже большего, чем он заслуживал. Но он, безусловно, был пилотом высочайшего уровня.

Сегодня в пелотоне Ф1 есть четырех-, трех-, и двукратные чемпионы мира, а также масса талантливой молодежи. Мое мнение таково, что в свои лучшие дни Хэмилтон и Алонсо показывают уровень, сопоставимый с Михаэлем. Никто из них не идеален, но время от времени они действуют исключительно и обладают необходимой стабильностью.

Феттель также особенный гонщик, и он очень много работает, но ему, как показал отрезок с 2014 по 2016 годы, требуется немало условий, чтобы показывать свой истинный потенциал на трассе.

У Макса Ферстаппена есть всё необходимое, чтобы стать настоящим чемпионом, но он еще очень молод, и ему многому предстоит научиться. Совершенно не факт, что он будет главенствовать в Ф1, но он на это способен. Даниэль Риккардо также очень неплох, но ему нужен сезон-два в сильной машине, чтобы раскрыться по-настоящему. Он уступает Ферстаппену по чистой скорости, но у него в рукаве есть немало козырей, которые он может в нужный момент предъявить.

У Кими Райкконена было всё, чтобы стать вторым Хаккиненом, и он даже взял чемпионство в свои лучшие годы. Но, увы, сейчас он пилотирует совершенно не так, как в свои 20… Кстати, Монтойю я бы тоже отнес к лучшим из лучших – просто у него было не так много возможностей, чтобы показать себя в Больших Призах.

В условиях современной Формулы 1 должны ли топ-команды жертвовать своим планом развития, чтобы дать Фернандо Алонсо в последний раз проявить себя на вершине спорта и попробовать завоевать третий титул?

Джеймс Аллен: Хороший вопрос, спасибо! По сути, его можно перефразировать так: лежит ли на спорте в целом ответственность за то, чтобы обеспечивать своим главным талантам место в сильнейших машинах пелотона?

Фернандо Алонсо – очень значимый персонаж для Больших Призов и пилот высочайшего уровня, но за свою карьеру он принял целый ряд неправильных решений, что в итоге привело к тому, что он имеет сейчас. И речь не обязательно идет о решениях выступать за ту или иную команду, а скорее, о тех его действиях, которые не позволяли топ-коллективам взглянуть в его сторону.

Сегодня Алонсо 36 лет, но он находится в прекрасной форме и, думаю, способен выжать из своего пикового состояния еще пару-тройку сезонов. На данный момент, как мне кажется, у испанца есть выбор лишь из двух вариантов: остаться с McLaren и молиться о том, что в следующие два года команда восстановит свое реноме, или рискнуть и перейти в Renault.

Говорят, что в одну воду дважды войти нельзя, к тому же, Фернандо уже пытался это сделать в случае с Renault, когда вернулся во французский коллектив после неудачного эксперимента с McLaren в 2007-м. Да, в сезоне-2008 Renault уже не была той доминирующей силой, как пару лет назад, но она и сегодня не блещет. Пожалуй, что-то должно измениться в регламенте в ближайшие пару лет, чтобы французский заводской коллектив вновь вернулся на свой былой уровень. Ну а так переход в Renault может стать еще большим риском для Алонсо, чем продолжение сотрудничества с McLaren.

Вопрос в том, чувствует ли сам Фернандо, что с ним в команде обошлись не лучшим образом, не предоставив ему в этом сезоне перспективную машину. Если им удастся убедить его в своем прогрессе, он может и остаться. Хотя он всё это слышал много раз…

Каков ваш прогноз на составы команд в сезоне-2019 в отношении Риккардо, Ферстаппена, Переса и Окона?

Джеймс Аллен: О, время пророчеств! Сегодня всё так плотненько занято в ведущих командах, что для того, чтобы что-то изменилось, нужно будет проделать немало рокировок.

Один из нынешних пилотов Red Bull – Ферстаппен или Риккардо – точно останется в команде на сезон-2019. Не будучи лично знакомым с условиями контрактов, трудно говорить о том, кто и когда уйдет. В следующем году у Red Bull, возможно, будет быстрейшее шасси, но что будет с двигателем непонятно, поскольку от команды это не зависит. Кто-то считает, что Renault уже в предстоящем сезоне вплотную приблизится к Mercedes и Ferrari, так что лидерам стоит опасаться RBR.

Что касается Ферстаппена, то здесь я склоняюсь к варианту с Ferrari, нежели Mercedes.

Для Переса наступает момент «сейчас или никогда». Сегодня мексиканец является более сильным гонщиком, чем в свою бытность пилотом McLaren. Все видят, как стабильно и уверенно он действует на трассе. Но в этом году он получил отпор от 20-летнего новичка Ф1 Эстебана Окона. И если Пересу не удастся в 2018 году перейти в Renault, это можно будет расценивать как упущенную возможность.

Что касается самого Окона, то он является активом Mercedes, и в гараже и офисе Force India всегда много народу из немецкого топ-коллектива. Пожалуй, он будет оставаться в Force India ровно до тех пор, пока Mercedes не решит пересадить его в свою боевую машину. Это может случиться уже в 2019 году. А главным препятствием для француза сейчас является Валттери Боттас.

Меня беспокоит ситуация с Кими Райкконеном в Ferrari. Неужели в его контракте прописано, что он второй номер команды? В Венгрии он не мог обогнать Себастьяна Феттеля или просто не пытался?

Думаю, более жесткий гонщик (тот же Фернандо Алонсо) сделал бы все как надо и без труда выиграл бы ту гонку. Да, я понимаю, что в Ferrari делают ставку на Феттеля, но для спорта в целом это очень расстраивающая ситуация – больно видеть, как мультимиллионер снимает ногу с педали газа и безропотно финиширует вторым. Это отталкивает юных зрителей от Формулы 1…

Джеймс Аллен: Нет, в его контракте не прописано, что он второй номер. Скорее всего, там написано, что оба пилота обязаны время от времени выполнять инструкции команды, когда это необходимо. Райкконен знает, как устроена Ferrari, и не беспокоится по этому поводу. Он является чемпионом мира и очень сильным гонщиком, и люди чаще всего не воспринимают его, как в свое время воспринимали Ирвайна, Массу, Баррикелло…

В конце концов, для Ferrari всегда было важнее всего взять титул в личном зачете, и история показывает, что иногда они шли на всё, чтобы добиться этой цели. Гран При Венгрии был отличным примером – у Феттеля были явные проблемы, тогда как Райкконен был в полном порядке и легко выиграл бы ту гонку, если бы ему позволили…

В то же время Кими признал, что в квалификации сам ошибся, отдав поул Себастьяну, так что и у него были определенные проблемы. Я понимаю, что болельщиков это расстраивает, но так устроена Ferrari. Они очень редко дают дорогу молодым – за последние годы можно вспомнить лишь один такой случай, когда Фелипе Масса должен был принять бремя лидерства после ухода Шумахера. Но бразилец не справился с этой ношей и вновь стал вторым номером на фоне Алонсо.

Если Скудерия даст дорогу Шарлю Леклеру в 2019-м, можно будет предположить, что именно он должен будет перехватить лидерство в красной команде, особенно с учетом того, как блестяще он выступает в этом году в Формуле 2. С другой стороны, никто не знает, как он поведет себя, оказавшись в окружении сильнейших пилотов Ф1…

Если теоретически посадить всех гонщиков в одинаковые машины с одинаковыми инженерами и прочим, на кого бы вы поставили в отношении победы в чемпионате? Можно выбрать из нынешних гонщиков Ф1 и из былых времен.

Джеймс Аллен: Отличный вопрос для окончания первой части! Вы сказали о победе в чемпионате, а не в отдельно взятой гонке, так? Это сложнее, поскольку для победы в чемпионате нужно очень много факторов. У Проста было всё для этого, и Фанхио почти не допускал ошибок. Но меня тогда еще не было, так что я не могу достоверно ручаться за то, какой была Ф1 в 50-е.

Из нынешних гонщиков я бы, скорее, выбрал Алонсо из-за его стабильности и нацеленности на победу. Он едва не добавил к двум своим чемпионским титулам еще парочку в борьбе с Феттелем, не имея в распоряжении такую же быструю машину, так что…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.jamesallenonf1.com/2017/08/summer-break-james-allen-responds-to-f1-fans-burning-questions-part-1/

Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Источник